За последние годы в логистике широко распространился термин
"Распределительный центр" (РЦ). Это связано с коренным
изменением функций складов в системе оптовой и розничной торговли. Современный
распределительный центр принципиально отличается от обычного даже
автоматизированного склада очень высокой производительностью всех операций по
переработке грузов. Главная функция распределительного центра - не простое
складирование товаров, приводящее к замедлению оборота, а максимально быстрая
комплектация партий товаров и отгрузка их потребителям.
Многие торговые компании заявляют о наличии в их структуре или о планах
строительства Распределительных центров. Большинство таких распределительных
центров основаны на традиционной технологии с использованием стеллажей в 4-5
ярусов складирования, широкими (до 3 м) межстеллажными проездами и обработкой
грузов напольным транспортом (эл. погрузчиками). При кажущейся простоте такая
технология имеет целый ряд существующих недостатков:
- потребность в значительных складских площадях, что увеличивает стоимость
строительной составляющей проекта;
- потребность в значительном количестве единиц напольной техники и
соответственно численности производственного персонала;
- относительно невысокая производительность обработки грузов, особенно
комплектаций партий товаров;
- высокий процент ошибок и потерь при комплектации партий товаров,
объясняемый наличием "человеческого фактора", который не удается преодолеть
даже применением различных дорогостоящих программ автоматизированного
складского учета.
Предлагаемые нашими специалистами варианты организации распределительного
центра основываются на следующих принципах:
- зона складирования распределительного центра реализуется на базе высотных
стеллажных блоков и автоматизированных кранов-штабелеров с ярусностью хранения
в 6-15 этажей;
- Распределительный центр оснащается развитой
транспортно-распределительной системой (ТРС) с помощью подвесных толкающих
конвейеров, роликовых и цепных транспортеров, такая ТРС реализует систему
"динамической подготовки грузов" ("груз к человеку");
- за счет высокой производительности всех операций минимизируется количество
рабочих мест приема и отгрузки товаров и соответственно въездных ворот и в то
же время обеспечиваются минимальные циклы загрузки и разгрузки а/м и ж/д
транспорта;
- для идентификации и учета грузов применяется двойная система кодирования:
штрих-коды на первичных упаковках и палетах, обеспечивающие учет всех видов
товаров;
разночастотные метки по RFID технологии, обеспечивающие управление
грузопотоками РЦ;
- автоматизированная система управления обеспечивает не только управление
всем оборудованием РЦ, но и автоматизацию всех информационных потоков и
процессов учета. При этом АСУ распределительного центра строится на базе
современных серийных и стандартных аппаратных и программных средствах.
Предлагаемая технология построения РЦ позволит добиться следующих
результатов:
- уменьшения рабочих площадей при одинаковой емкости хранения или увеличения
емкости хранения на существующих площадях более чем в 2 раза;
- сокращения единиц напольного транспорта в 3-5 раз и численности
производственного персонала в 2-2,5 раза;
- сокращения затрат на энергоносители, в том числе на освещение складских
площадей;
- увеличения производительности и соответственно товарооборота РЦ в 2-4
раза;
- практически полностью исключаются ошибки при комплектовании партий
товаров.
Все это позволяет для распределительного центра достаточно большой емкости
(от 5-6 тыс. тонн) значительно сократить затраты на строительство и эксплуатацию
РЦ в расчете на одну грузовую единицу.
Особенно эффективно эти преимущества проявляются при хранении и обработке
низкотемпературных грузов (в холодильниках).
Строительство и прежде всего оснащение такого распределительного центра
представляет собой сложную техническую и организационную задачу, поэтому бытует
мнение, что для решения подобной задачи необходимо привлечение иностранных фирм.
В то же время в России в других отраслях и, прежде всего в автомобилестроении,
накоплен значительный опыт организации складирования и высокопроизводительного
перемещения больших масс материальных ресурсов. Наши предложения основаны именно
на таком многолетнем опыте по проектированию, изготовлению, монтажу и
эксплуатации транспортно-складского оборудования в условиях ОАО "КамАЗ" и
реализации подобных проектов на других предприятиях.
Нами разработаны несколько вариантов эскизного проекта РЦ с различными
емкостями хранения, краткая информация о которых размещена в приложениях к
данной странице. Кроме того, нами разработан эскизный проект Склада готовой
продукции для предприятий массового производства с относительно узкой (несколько
десятков наименований) номенклатурой продукции. Этот проект может быть интересен
для предприятий, выпускающих алкогольные и безалкогольные напитки, табачные
изделия, бытовую химию и т.п.
Наш новый проект - "Автоматизированная стоянка-парковка
легковых автомобилей" для решения проблем крупных мегаполисов основан на
применении технологий складирования в машиностроении.
Современный автоматизированный склад является технически весьма сложным
объектом, поэтому для исключения проблем, с которыми могут столкнуться наши
Заказчики, наша фирма предоставляет весь комплекс услуг - от проектирования до
сдачи оборудования в эксплуатацию и обучения персонала.